Предыдущая часть


Один из очень важных аспектов самооборонной подготовки — это, как ни странно, обычное ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). Да-да, то самое, которое было в школе. Нет, конечно, не в том смысле, что для того, что бы сохранить жизнь и здоровье в уличном конфликте, вам понадобится навык надевания противогаза на время (впрочем, вопрос спорный). А начиная с элементарных вещей. Например, смотреть по сторонам. Носить с собой фонарик. Аккуратно входить в темные помещения. Обходить шумные компании. Даже элементарное знание телефона экстренной службы порой может спасти жизнь.

Дело в том, что навык ОБЖ очень плотно связан с развитием личной внимательности. То есть умение видеть как потенциальные угрозы, так и способы их избегания, в большинстве случаев поможет куда больше, нежели ловкий навык работы в кадык, силового толчка и меткого удара в колено/пах. Потому как пустить в дело руки, ноги и подручные средства человек успеет всегда.

В принципе, отношение к конфликту у нормального инструктора очень приближено к действиям разведывательно-диверсионной группы. То есть если группа обнаружена, и вступила в бой, то боевая задача скорее всего уже провалена.

Точно так же и в жизни: если по пути от метро до дома вы вляпались в конфликт, то свою «боевую задачу» в некотором смысле вы провалили. Не смогли спокойно пройти по маршруту. И теперь ваша задача — не провалить вторую «боевую задачу«, то есть сохранить жизнь и здоровье.

Конечно, речь не о том, что бы воспитать из человека параноика, который неслышной тенью ясным днем скользит вдоль стен домов (да и то сомнительно, кирпич с крыши никто не отменял), или неуловимого ниндзю, темной ночью перепрыгивющего от тени к тени, и при опасности скрывается в магниевой вспышке. Оба варианта нежизнеспособны.

Понимание и максимально полное восприятие окружающего мира — вот в первую очередь ключ к собственной безопасности.

Чем больше человек видит и осознанно воспринимает (это важно), тем спокойнее он себя чувствует. Причем обратите внимание, что речь именно об ОСОЗНАННОМ восприятии. Только в этом случае речь идет именно о спокойном восприятии. Что бы было понятнее: думаю, у многих бывало такое, что какой-то замеченный, но не отмеченный в голове факт может несколько дней доставлять дискомфорт и заставлять волноваться, просто потому, что этот факт не нашел своего места в стройном описании окружающей реальности.

Каким образом производится тренировка и развитие данных качеств?

Ну начнем с того, что для этого не подойдет обеднённая обстановка зала. И никакие игры типа «кутерьмы» здесь не помогут. Соответственно, надо выходить на улицу. Любая работа для гражданского человека должна быть по условиям максимально приближена к реальной обстановке. Причем, как ни странно это прозвучит, требования по реализму тут куда выше, чем для тех же военных. Почему? Да потому что военный человек при подготовке понимает, для чего его готовят, и в ситуации, которая приближена к реальности, он домыслит последствия исходя из собственного опыта.

У гражданского человека опыта, как правило, нет, а если и есть, то не совсем позитивный (иначе он скорее всего не придет заморачиваться на самооборону), и что он додумает — одному богу известно. Поэтому для того, что бы научить человека «смотреть по сторонам«, его нужно выводить туда, где он будет смотреть. И учить воспринимать то, что он видит ежедневно. Кстати говоря, подобные тренировки, как правило, оказываются достаточно большим стрессом для людей, в силу того, что рано или поздно (в зависимости от инструктора) он понимает, какой объем информации он раньше просто упускал из вида.

Ну и, конечно же, нельзя забывать о такой вещи, как «сенсорная перегрузка«, когда человек в процессе получения навыка сталкивается с тем, что он начинает понимать, что вокруг него существует огромный объем информации, а воспринять его полностью он не в состоянии.

Что бы было понятно, немного разберем понятие «восприятия»

То, что человек видит, не обязательно им воспринимается.

Ярким примером может выступать то, что большинство людей не обращают внимания даже на тех, кто находится возле них, но не в фокусе внимания.

К примеру, если показать фотографию какого-то человека, и спросить: «Видел ли ты его, и если да, то как часто?» Максимум, что тот, кого спросили, скажет — «может быть«, и в его памяти просто промелькнет схожий образ. Причем, данный образ может оказаться ошибочным, либо вообще привязанным к совершенно другой личности, а к конкретному человеку на фотографии не будет иметь ни малейшего отношения. При этом опрашиваемый в реальности каждый день встречает данного человека на станции метро, проезжает несколько остановок и вообще работает в одном бизнес центре.

Дело в том, что не весь наблюдаемый объем информации подвергается анализу и систематизации. Причем речь не только о осмысленном отборе информации, но и о неосознанном. Но для того, чтобы объем информации, которая будет укладываться в стройную систему, был достаточным для понимания происходящего вокруг, требуется несколько месяцев достаточно напряженных тренировок. И очень важно ЭТИ тренировки чередовать с тренировками на технику и физическое развитие, поскольку такие переходы будут позволять человеку переключаться между поставленными задачами и избегать информационного перегруза.

Как определенный итог, можно сказать, что теории на тему «как себя вести» в самооборонной подготовке совершенно недостаточно. Хотя бы по той причине, что любые советы «как себя вести/на что смотреть/что видеть» — это всего лишь трансляция личного опыта преподавателя. Которым, на минуточку, обучающийся не обладает.

Оставьте комментарий