Читать первую часть

Как каким же образом подготовить человека защищать себя, и не сделать из него параноика? Учитывая что в процессе подготовки человеку внушается мысль, что нападение может произойти в любой момент, и из любого темного закоулка на него могут набежать враги.

Начнем с того, что в разумной степени паранойи нет ничего плохого. Это называется «алертность«. То есть состояние готовности человека к действию. Не важно какому, в зависимости от контекста и ситуации.

Если быть совсем точным, то паранойя и алертность — это все-таки разные вещи. Паранойя — это постоянное ожидания возникновения ситуации, алертность — это состояние готовности к любой ситуации в принципе. Чувствуете разницу? Задача стресс-подготовки это не сделать так что бы человек не ждал подвоха из каждой тени, но так, что бы тот всегда был готов к этому самому подвоху.

В чем выражается эта самая алертность, или «готовность«?

В первую очередь — в отсутствии ступора в ситуации проявления агрессии. Вне зависимости от того, какого она вида: физическая или психологическая.

Во вторых — отсутствие паники, которая выражается как правило в неконтролируемой моторной реакции. В третьих — отсутствие промежуточного ступора, который еще называют «залипанием». То есть когда человек, отработав, «залипает» либо в процессе отработки, либо после того, как уже отработал по противнику.

В четвертых, это анализ окружающей обстановки в той степени, что иметь возможность выбрать правильный вариант действий (возможно не обязательно месить оппонента до победной статьи, а достаточно просто ударить/толкнуть и убежать). Кто-то может сказать, что четвертую и первую позицию стоит поменять местами, но однако же, с моей точки зрения, порядок правильный. Дело в том, что сначала надо научить человека действовать грамотно в самой ситуации, и лишь потом давать ему возможности ее избежать. Все таки человек лучше подготовленный с гораздо большей степенью вероятности примет правильное тактическое решение, чем человек менее подготовленный.

Теперь немного по пунктам.

Первичный ступор или паника

Это когда человека схватили за грудки, дали «леща», начали орать и толкаться, дескать вот прям сейчас убьют, просто окружили группой и начали что-то активно хотеть. Первая реакция неподготовленного человека — это либо ступор, либо паника. Зависит от типа стрессорной реакции, от крепости нервной системы, от темперамента. Причем не в отдельности, а в комплексе.

Необходимо научить человека «превозмогать» любую из базовых реакций в пользу осмысленных активных действий. Это достигается путем неоднократных повторений типовых упражнений с постепенным внесением изменений в базовую ситуацию.

Причем именно так, если многократно давать разнообразные ситуации, эффект будет но не настолько сильный и очевидный. Гораздо более вероятно создать в голове человека кашу, и что хуже — создать кашу в его моторных навыках. А пользоваться ими человек должен быстро, и никак не путая. К тому же точное выполнение механических действий способствует преодолению второй проблемы — паники.

Вторичный ступор — «зависание»

Вторичный ступор — ситуация, когда человек зависает на обработке объекта, или после его обработки. То самое состояние, когда психика не справляется с уровнем стресса по мере его возрастания, и в момент деэскалации «заявляет»:

— Я пошла отсюда а ты как хочешь.

Впринципе, ситуация схожая с первым пунктом, кроме главного. В первом пункте человек зависает в момент перехода от мирного состояния к боевому. Во втором зависание происходит в обратном случае. Что в принципе не менее опасно, начиная от того, что нападающий может быть не один, заканчивая тем что… Ну короче говоря, не надо сидеть над избитым аки Хатико на платформе. Скромность — она украшает, знаете ли.

Тренировка «переключения»

Третий пункт — тренировка правильного поведения — в данном случае тоже не является ничем особо выдающимся. После отработки задания по самообороне, без перехода и какого либо обозначения окончания упражнения человеку дается задание, никак не связанное с упражнением. Например:

  • «2+2=?»,
  • попросить определить цвет того или иного предмета,
  • провести идентификацию чего либо по цветовой или эмоциональной окраске (да Костя, это про твое «нравится моя борода»).

То есть провести переключение человека от одного вида деятельности (физически и моторно-активной) к какой то совершенно иной (к умственной). Причем добиваться перехода мгновенного, без затрат на конкретизирование типа «а? что? не понял?«.

Таким образом происходит тренировка переключения человека. Кстати навык полезный и для экстремальной ситуации, и для обычной жизни. Очень важно повторять это действие в различных тактических ситуациях.

Анализ обстановки

Анализ обстановки (он же четвертый пункт) — это развитие предыдущей позиции. Именно поэтому я и ставлю их в этой очередности. По сути, отработка мало чем отличается от предыдущего пункта, но есть несколько моментов. Хорошо, если есть возможность проимитировать снаряжением точки выхода. Это необходимо, что бы занимающийся реально мог сымитировать правильный отход в правильном направлении (а не влупиться в стену у окна на нервах, например). Точно так же отрабатывается схема, сначала нападение, самооборона, после чего по команде описание окружения: входы/выходы, окна, направления отхода. То есть все точки, по которым можно покинуть место столкновения.

Таким образом мы получаем человека, который будет в состоянии вести себя адекватно ситуации вне зависимости от уровня воздействующего на него стресса (громко сказано, но так и есть, все зависит только от фантазии инструктора и усердия занимающегося).

И таким образом в процессе подготовки мы меняем не только физическую и техническую составляющую действий человека, но и его психологическое отношение и реакции на происходящую агрессию.

То есть, так выглядят базовые элементы именно стресс-подготовки при обучении самообороне. Позже разовьем эту тему.

Оставьте комментарий