В первую очередь, нужно научиться не путать её с работой «с брони», это вообще про другое. В данном случае, это больше касается сотрудников оперативных служб и частных операторов. Потому что, говоря о стрельбе «с колёс», в основном имеется в виду работа из легкового автотранспорта. Легкобронированного или небронированного вовсе.
Главной сложностью в данной ситуации является то, что машина, в процессе передвижения, упорно мешает вести точный огонь. Понятное дело, что речь не о стрельбе из машины, движущейся по немецкому автобану, где надо брать только упреждение. Речь о езде по бездорожью, то есть, в ситуации, когда группа прибывает на место, либо когда группа попадает в засаду по ходу движения. Понятное дело, что для того, чтобы научиться точно стрелять из движущейся машины, нужна практика, практика и ещё раз практика. Ну и не брать в качестве точки опоры элементы кузова машины. То есть, в обеспечении стабильности оружия, рассчитывать придётся только на силу собственного тела.
Содержание статьи
При стрельбе «с колёс» поражение цели является опциональной задачей. Основной же задачей стрелков является подавление огневых точек и создание помех прицельному огню противника.
Для определения эффективности подавляющего огня, используются «неиндексированные» мишени. То есть, по сути -большие листы фанеры или полиэтилена (начиная с 2х2 метра), на которые наклеиваются стандартные мишени.
После выполнения упражнения оценивается общая кучность, без учета непосредственно поражения цели. Результат считается эффективным в том случае, когда 50% попаданий в мишень (неиндексированную) сконцентрированы на уровне пояса ростовой мишени и сосредоточены в зоне ростовой мишени.
Точно так же можно использовать передвижные и подъемные мишени. Но оценка эффективности в данном случае не меняется.
Нет, конечно, нужно отрабатывать и точное поражение мишеней, но это не является основной целью, так как точный огонь из движущего транспорта требует сильнейшей концентрации, которая мешает контролю ситуации на поле боя. В данном случае, учитывая, что водитель полностью сконцентрирован на управлении ТС, избежании столкновений и прямого контакта с противником, остальные стрелки, находящиеся в машине, должны обеспечивать ему дополнительную информацию о ситуации. Для отработки таких ситуаций (внезапное изменение тактической ситуации, путем внесения дополнительных факторов) как раз могут использоваться «подъёмные» мишени.
Для максимальной эффективности тренировок очень хорошо использовать в полном объеме дымы, пиротехнику и акустическое сопровождение.
Транспортное Средство (ТС), покидает зону засады не останавливаясь. Операторы, в данной ситуации, ведут огонь больше на подавление, чем на поражение. Действия водителя, то есть, выбор типа движения: прямой или с уклонением, обусловлены ситуацией, поставленной задачей и возможностью прокладки маршрута.
ТС не мобильно, задача стрелков — выйти из-под огня, чередуя огонь на подавление с огнем на поражение. Задача может быть усложнена добавлением элемента «эвакуация раненного».
ТС со стрелками на борту прибывает на место для эвакуации своей группы. Основные цели тренировки — выполнение процедуры эвакуации на время, а также отработка огня на подавление. Задача может быть усложнена элементом «эвакуация раненного».Также может выполняться в ситуации наличия у эвакуируемой группы своего немобильного ТС. Кроме того, можно рассматривать вариант эвакуации группы, в ситуации поражения одного из ТС следующего в колонне, с последующим выходом из-под огня.
Отрабатывается ситуация, когда помимо эвакуации группы, необходима также эвакуация ТС. Причиной тому может быть ценный груз на борту ТС, который не может быть вынесен из машины силами стрелков. В данном случае задача группы эвакуации — полностью подавить и уничтожить группу противника, а потом, обеспечив безопасность периметра, вывезти поврежденное ТС из зоны поражения.
Отдельная тренировочная дисциплина, это вывод VIP из зоны поражения, в любой из вышеперечисленных ситуаций. В данном случае, принципиальная задача — сохранение жизни VIP.
Впрочем, это отдельная дисциплина, в принципе, о ней и говорить надо отдельно. Потому как это уже из раздела «очень специальных задач». И на неё упор делать не будем, хватит и того, что просто упомянем.
Помимо тренировок с применением мишеней, подобные тактические ситуации требуют тренировок с применением пейнтбольного и страйкбольного оружия. Это нужно для внесения в тренировку элемента неожиданности и фактора личной инициативы со стороны нападающей стороны. В таких случаях, особенно важно применение дымов, пиротехники и акустического сопровождения. Соответственно, полигон должен быть оборудован всеми необходимыми средствами для обеспечения максимальной реалистичности тренировки.
Отдельно стоит добавить во все эти тренировки участие оператора БПЛА или мини-дрона (пресловутого квадрокоптера), в задачи которого будет входить ведение оперативного наблюдения и разведки в процессе огневого контакта, с целью обнаружения и корректировки огня по противнику. Всё-таки современные технологии забывать тоже не хорошо.
Главная сложность в организации тренировок по стрельбе «с колёс», это организация специализированного стрельбища. Помимо того, что оно должно позволять имитировать ситуации в различном окружении:
Полигон должен также обладать достаточно разветвлённой дорожной структурой, с разными типами покрытий и различной геометрией. Также очень желательно обеспечить всё это системой управления акустическим сопровождением, пиротехникой, дымами и освещением.
Короче говоря, тема тренировок стрельбы «с колес» это очень интересно, но уж очень время- и трудозатратно. Но очень интересно.
(c) Майор Пэйн