Автор предложил нам эту статью в продолжение материала «Безопасность ребёнка на улице. О самом важном»
Тихо, ша! Никто никуда не пропал, орать не надо. Пока.
Ситуация — ребёнок должен вернуться из школы в 14:30. Время 16:00, его нет дома. Ваши действия? У ребёнка, скорее всего, есть телефон, значит — будете ему звонить. А почему именно сейчас? Почему не в 15:00? Почему он сам не позвонил? Где он был полтора часа, и что с ним всё это время происходило? Украли цыгане? Сбила машина? Заблудился? Или просто — пошёл к другу в гости, заигрался, забыл позвонить?
Стоп-машина, давайте разбираться.
Первое, и самое главное — без обоюдной готовности и знаний, никакие, даже самые серьёзные, меры с вашей стороны — ничего вам не гарантируют. И вы, и ребёнок должны чётко представлять себе — кто и что будет делать, случись что. «Я думал — вы за мной придёте, я думал — вы будете дома, мы думали — ты вернёшься в школу (домой, etc.), и т.д. и т.п…» Никто ничего не должен думать за другого, а все должны чётко знать — что будет происходить. Каждый участник происшествия должен быть абсолютно уверен во всех остальных.
Для этого нужно: придумать и записать «план действий». Совсем хорошо — этот план отрепетировать «в поле». Начнём с самого простого, и будем усложнять.
Сел аккумулятор в телефоне ребёнка, он задерживается (потерялся), а предупредить не может. Паниковать не надо, пугаться тоже.
Решение: записать тревожные номера телефонов (родителей, родственников, друзей родителей) на листке бумаги и заламинировать его. Сделать несколько копий и рассовать по карманам верхней одежды, повседневной и в школьный рюкзак. В случае чего — ребёнок должен подойти к взрослому: полицейский, продавец в магазине, охранник в супермаркете (любой человек, вынужденный постоянно находиться в ЭТОМ месте), представиться, протянуть листочек с номерами, и попросить взрослого самостоятельно набрать номер и дать поговорить с родителями. Мобильный телефон сейчас есть у каждого, кто-нибудь да поможет.
Не стоит обращаться к прохожим, так как они проходят мимо, а уж тем более к проезжим — могут и увезти. Только к тем, кто находится тут постоянно, часто, примелькался. Этим мы снижаем вариант — надоело, ушёл и бросил. Или вообще — с собой забрал.
Итак. Телефон сдох, достал список, подошёл к взрослому «из-местных», назвал своё имя, попросил дозвониться. Теперь важное.
Ни в коем случае не нужно доверять незнакомому человеку. Даже если он сам предложит довести (или подвезти), к родителям. Ребёнок должен объяснить, где он находится и оставаться на том месте, где был. Максимум — подойти к видимому издалека объекту, встать на виду.
Теперь для родителей. Если произошла такая ситуация — вам звонит какой-то незнакомый человек, говорит, что ребёнок ваш нашёлся — попросите дать трубку ребёнку. Когда услышите его(её) голос — скажите, что сейчас приедете за ним (или приедет кто-то из тех, кому вы доверяете), и задайте простой вопрос:
— Что тебе привезти, яблоко или грушу?
Яблоко — значит ребёнка удерживают силой, и всё плохо, и надо принимать другие меры (это отдельная тема). Грушу — значит всё хорошо, не стоит беспокоиться.
Если-же вы присылаете за ребёнком доверенное лицо — пусть скажет «я привёз тебе грушу». Это послужит сигналом для ребёнка, что «всё хорошо, с ним можно уехать». Мало-ли — кто что услышит, стоя рядом, не нужно плодить плохие вероятности.
Повторение: Список номеров, местный взрослый, оставаться на месте, яблоко-груша.
Вы внезапно уехали из дома, из-за резкого сердечного приступа (или аппендицита), либо вы на работе, а связи с вами нет, ребёнок потерял ключи и попасть домой не может.
Заранее договоритесь с соседями — у кого ребёнок может подождать разъяснения ситуации, получить горячее питьё (по холодному времени) и доступ к связи.
Дальнейшие действия ребёнка.
Самое главное — образовать чёткие и крепкие цепочки информации — кто, куда, во сколько — с максимальным числом информированных людей, имеющих связь друг с другом.
Что тут важно? Важно, чтобы все участники событий спокойно делали то, что делают, не волновались и не дёргались. Не стоит всем сразу беспрестанно названивать в отключенный телефон (пошлите на отключенный телефон смс и ждите, когда придёт уведомление о доставке), пусть этим займётся кто-то один. Тем более этого не стоит делать, если телефон включен, а трубку никто не берёт. Пример — хозяин телефона в больнице, телефон с вещами в ординаторской, телефонный аккумулятор — на издыхании. Вы высадите ему остатки заряда из батареи.
Выходите на связь каждые два часа, с интервалом 5-10 минут. 13:00 — звонок, 13:10 — повторный. 15:00 звонок, 15:10 повторный и т.д.
Смотрим на ситуацию со стороны родителя. Очнулся в больнице (подъезде, лесу, заброшенной стройке). Посмотрел на часы и понял, что происходит. На этот момент ребёнок уже у кого-то на поруках, все из списка предупреждены, можно не волноваться и подумать, как выбираться из ситуации. Телефон держит связь и заряд? Позвонить по списку, попросить о помощи. Телефон сдох? Выбраться к людям, позвонить по бумажному списку.. и так далее.
Ребёнок всё-таки пропал. Ушёл из дома в школу и не вернулся. Ребёнок всё вышеизложенное знает, как себя вести — тоже, ан нет — не выходит на связь.
Тут есть четыре варианта.
Так как наверняка вы ничего не знаете — лучше сразу начинать действовать по всем направлениям.
И действовать начинать надо сейчас, пока он дома, вон он, спит на диване, или играет в компьютер. Расспрашивайте его о друзьях и знакомых, возьмите их номера телефонов, узнавайте о ребёнке побольше — чем он интересуется, куда ходит, с кем общается. Это не означает допроса с пристрастием! Это означает — будьте ему другом. Тем, кому он расскажет о беспокоящем, о своих опасениях, кого он не будет бояться. И вы будете уверены, что сам он из дому не убежит, что гуляет он с другом Ванькой по гаражам, а с другом Санькой — ездит на озеро.
Понимаете зачем? Т.е. вот — пропал, звонок Ваньке — с ним сегодня не виделись (держим пока в уме, что Ванька врунишка и трусоват!), звоним Саньке — трубку не берёт, а родители говорят: — Не знаем, с утра не видели! Первое — проверить озеро! Принцип понятен?
Теперь конкретно о поисках.
Первый порыв — надеть на домашний халат пальто, а на босу ногу валенки, и, растрепав волосы, бежать по глубокому снегу, крича — Золотко, где ты!- надо глушить в зародыше. Очень быстро умаетесь, а толку не будет. Надо сделать вот что.
Теперь — отпускаем стрелки часов.
Как только вы поняли, что ребёнок пропал — не выходит на связь, да и оговорённое время для возвращения вышло, начинайте действовать. А вдруг ребёнок просто заигрался и забыл? Может быть и так. А может быть его сейчас маньяк на куски разделывает. Проверим?
Звоним координатору (вы-же договорились уже — кто это будет?), пусть он вводит всех остальных участников в курс, обзванивает и собирает. Тем временем, пока народ не собрался, звоним в: службу спасения, приёмный покой дежурной больницы, районный отдел и своему участковому, друзьям ребёнка и их родителям, администрации и службе охраны ближайших к дому торговых центров — спокойно объясняем ситуацию, оставляем номера — свой и координатора, а также домашний адрес.
Ставим все телефоны на зарядку, открываем и включаем компьютеры и ноутбуки. Готовим клей и объявления. Разворачиваем карту. Прибыли участники поиска.
Координатору — записать всех участников, разбить карту на квадраты и распределить волонтёров по задачам: пеший поиск с расклеиванием листовок, объезд конечных остановок всех видов транспорта, проходящих в данном районе, опрос и поиск в радиусе двух кварталов, группа жёсткого спама — бомбить объявлениями все крупные паблики и группы, в том числе с просьбой о новых волонтёрах (чем больше будет волонтёров — тем лучше, надёжнее заменять их свежими ногами и глазами, чем надеяться на уставших).
Всех участников пронумеровать, записать данные, разъяснить задачу, срок выполнения, время выхода на связь (чтоб не звонили все одновременно, загружая номер) и точку возврата. Все результаты фиксировать на бумаге с указанием времени.
Примеры.
14:52 — номер 17 обошёл квадрат 4, результатов нет. Возвращается в штаб (переходит на квадрат 5, или выходит из поиска).
15:00 — номер 4 опросил конечную маршрута 12 (раздал водителям листовки), результатов нет.
На третьи сутки снижать интенсивность поисков, прореживая локации и останавливаясь только на самых подозрительных местах.
В случае нахождения ребёнка живым, группе поиска надо сообщить сначала в скорую помощь, потом в службу спасения, а только потом уже координатору. Чтоб СП гарантированно приехала раньше полубезумного родителя. Чувства чувствами, а своими объятьями можно крепко навредить. Ребёнок может быть обезвожен, переохлаждён, находиться в сильно угнетённом состоянии, в испуге, вплоть до гиповолемического шока. Сначала осмотр медиками — потом домой, в тёплые объятья.
Тем более, не оповещать родителя до последнего, если ребёнок найдет уже неживым. До того момента, пока не приедет опергруппа. Следы, положение тела, то-сё. Кошмар, но так надо.