«Потопленная гальюном»: Позор немецкого подводного флота?

Да куда ты денешься с подводной-то лодки!

Вот вы задумывались, когда-нибудь, о верности этой фразы? Огромное давление воды, глубина, с которой без кессонной болезни тупо не всплыть, сверхпрочный корпус и все дела. Никуда не денешься. Но если срочно надо? Как вообще что-то может покинуть подводную лодку? Торпедные аппараты – шутка, конечно, хорошая, даже для эвакуации их в некоторых случаях можно использовать. Но что делать, если речь идёт, простите, о говне? Можно, конечно, возить его с собой, как, например, авиалайнеры поступают. Но самолёт летит от силы сутки, а подводные лодки могут не всплывать месяцами. Более того, если отходы тупо сбрасывать за борт, то это демаскирует субмарину. Серьёзно, было в военной истории пара подобных случаев. Так что пришлось инженерам придумывать хитроумную конструкцию гальюна, чтобы решить эту проблему. Вот только один раз именно эта конструкция стала причиной гибели боевой подводной лодки.

Содержание статьи

Версия 1

1944 год. Северное море. Подводная лодка U1206 выходит на первое боевое задание под руководством капитан-лейтенанта Карла-Адольфа Шлитта. Задача – затопить очередной британский конвой. Всё просто, приплыли, затопили, занятие на несколько дней, ну пара недель максимум. Но нет.

Конвой нашли довольно быстро, однако при выходе на атакующие позиции стало понятно, что дизельный двигатель работает недостаточно эффективно и субмарина не может развить нужную скорость. Было принято решение лечь на дно, провести ремонт дизеля и дальше действовать по ситуации. В принципе, всё логично. Ситуация внештатная, но контролируемая.

И командиру банально приспичило в сортир. Со всяким бывает, тем более, что конструкция гальюнов на подводных лодках рассчитана на то, чтобы и на дне функционировать. Если упрощать, сначала поворачиваешь один вентиль – он смывает говно в накопительную ёмкость. Потом закрываешь первый и поворачиваешь второй – он включает промывание ёмкости под давлением забортной водой. Там ещё какие-то хитрости против всплытия придуманы, но в эти подробности углубляться не надо. Вроде всё просто. На всякий случай на двери висит инструкция, а один из обслуживающих инженеров в деталях знает, как работает эта система.

Капитан делает свои дела, поворачивает вентиль – эффекта нет. Крутит дальше – эффекта нет. Вызывает помощь – негоже гальюн грязным оставлять же. Пришедший на помощь матрос крутит вентиль. Второй. При незакрытом первом. Столп воды из унитаза, под давлением 80 метров воды. Всех смывает, добраться до вентиля не получается, ибо поток. Команда на экстренное всплытие, всплывают, вот только вода просачивается через переборки и доходит до аккумуляторного отсека. Начинают валить пары хлора, лодку поднимают для проветривания. Но жертвы уже есть. И вот тут как раз появляется конвой. Разумеется, никто не разбирается, что там у фрицев, сразу атакуют. Лодка получает повреждения, но ухитряется уйти, правда, потом экипаж всё равно вынужден экстренно покинуть субмарину. Вот так простой незакрытый клапан гальюна погубил могучее творение германских военных инженеров.

Версия 2

Для начала, задумаемся на секундочку о том, благодаря кому эта история стала широко известной. Йохен Бреннеке, автор различных книг о немецком подводном флоте, в том числе и «Охотники — жертвы», где впервые эта история была упомянута, работал под руководством некого Геббельса. И занимался как раз пропагандой героического образа кригсмарине в массы. Но с чего бы ему выпускать книгу, в которой образцовый немецкий офицер выступает главной причиной гибели подводной лодки, причём исключительно из-за несоблюдения инструкций? А затем, что по слухам, герр Шлитт уже давно хотел сдаться союзникам, а не продолжать героически выполнять приказы. Так что опозорить пораженца – святое дело для пропагандиста.

С другой стороны, факты остаются фактами. Да, были проблемы с дизелем. Да, было затопление отсеков из-за проблемы с забортным клапаном у гальюна – это всё есть в официальных документах. Более того, в тех же документах засвидетельствовано, что техническое оснащение подводных лодок в последние годы войны было, мягко говоря, хреновым. Кому интересно – читайте мемуары некого Петера Кремер, подводного асса из кригсмарине. И если дизельный генератор вышел из строя, то почему бы то же самое не могло произойти с клапаном, оказавшемся в нетипичных условиях эксплуатации? Кстати о. Подлодку нашли и исследовали. Некто Иннес Маккартни, подводный археолог. И он подтвердил официальные данные, касающиеся её затопления.

Серьёзно, смотрим факты. Подлодку зачислили в состав 11 флотилии в феврале. В конце марта она вышла и города Киль, а 6 апреля вышла в первый поход. Проблемы начались с 13 на 14, то есть менее чем за месяц эксплуатации. В условиях, напоминаю, полного погружения на глубину 80 метров.

В пользу того, что версия Бреннеке ложная, также говорят некоторые несоответствия её реальной картине, зафиксированной в отчётах. Например, в реальности всплывшую подводную лодку никто не бомбил, да и у офицерского состава хватило времени забрать документацию и разрядить торпеды. Да и от хлора официально никто не погиб – 3 жертвы этого происшествия банально утонули при попытке добраться до берега.

Так что, дорогие читатели, думайте, какая из версий вам больше нравится. Версия командира, допустившего ошибку, либо версия, всё списывающая на реально хреновое оснащение подводного флота Германии последних лет. Но, согласитесь, приятнее думать, что это «проклятые фашисты залажали, уууу!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *