Походная подготовка по методике британского спецназа SAS и морской пехоты США

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США
MCMAP: Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США
17.04.2020
10 вариантов использования ПВХ-труб в долгосрочном выживании
10 вариантов использования ПВХ-труб в долгосрочном выживании
18.04.2020

Наверняка у каждого взрослого человека в жизни случались ситуации, когда нам приходилось долго идти. Умение пройти достаточное расстояние с серьёзным грузом за спиной является совершенно необходимым как армии, так и в гражданской жизни: в любой момент может возникнуть нештатная ситуация (допустим, техногенная катастрофа), когда городскому жителю придётся пешком уходить из города (из зоны поражения/заражения), и не всегда можно надеяться на автомобиль. Для взрослого мужчины с массой тела около 80-90 кг достаточно уметь уверенно проходить за день 25-30 км без ограничения времени с весом за плечами 25-30 кг. Но не каждому по плечу сделать это без предварительных тренировок. Конечно, вы можете просто ходить с рюкзаком и получать удовольствие, но любой систематический тренинг лучше, чем бессистемный.

Предлагаемая в конце текста программа походной подготовки британского спецназа SAS рассчитана на уровень от полного (но не толстого ????) новичка до «суперсолдата». Её рекомендуется проходить в сочетании с общефизической подготовкой. Тренироваться по походной подготовке достаточно раз в неделю – лучше всего в субботу с таким расчётом, чтобы остаток дня и при необходимости следующие сутки посвятить восстановлению. Вес рюкзака рассчитан на мужчину в возрасте 18-35 лет с массой тела около 70-80 кг, для женщин вес груза следует уменьшить как минимум в два раза.

Курс походной подготовки

По материалам британской службы специальных операций SAS и морской пехоты США

Курс походной подготовки британского спецназа SAS и морской пехоты США

В действующем руководстве (уставе) MCRP 3-02 по физической подготовке американской морской пехоты приводятся следующие нормативы и рекомендации по походной подготовке :

  • Вес рюкзака без учёта оружия составляет около 25 кг.
  • Обычная продолжительность и дистанция пешего марша – от 20 км за 5 часов до 32 км за 8 часов при средней скорости 4 км/ч.
  • Прохождение дистанции в 32 км за сутки считается ускоренным маршем.
  • Хорошо подготовленные подразделения должны уметь проходить 60 км за трое суток подряд.
  • Максимальная дистанция суточного перехода не должна превышать 56 км за одни сутки, либо 96 км за двое суток подряд, либо 128 км за трое суток подряд.
  • При необходимости пройти большее расстояние следует увеличивать время в пути при той же скорости (стандартом является скорость 4 км/ч по твёрдой дороге в дневное время).
  • Первая остановка на 15 минут для подгонки снаряжения выполняется через 45 минут после начала движения; последующие остановки на 5-10 минут выполняются в конце каждого часа. Во время остановки разрешается снять рюкзак, сесть (лечь) на землю, подняв ноги вверх на твёрдую опору.
  • Рекомендуемая скорость движения:
    Дороги, км/чПересечённая местность, км/ч
    День4,02,5
    Ночь3,21,6

Походные нормативы морской пехоты США вполне по силам обычному взрослому человеку, находящемуся в нормальной физической форме. В предлагаемом далее курсе SAS нагрузки возрастают постепенно волнообразно, но в целом они более чем интенсивные: например, для прохождения 30 км за 4 часа придётся поддерживать скорость движения 7-8 км в час. Если вы не планируете пешим порядком проникать во вражеский тыл или покорять Гималаи, то для среднего горожанина вполне достаточно преодолеть первые десять недель тренинга и затем поддерживать форму. С 11-й недели курса SAS начинается усиленная фаза походной подготовки.

Пешие марши полезно совмещать с тренировками по ориентированию на местности как с использованием GPS-навигаторов, так и без них. Британские инструкторы SAS рекомендуют выбирать маршрут по пересечённой местности так, чтобы путь проходил по грунтовым дорогам и тропам: в случае долгой ходьбы с тяжёлым рюкзаком по асфальту/щебню/гравию/скалам можно получить травмы суставов ног (хотя американская морская пехота успешно ходит по асфальту).

Избегайте переходить реки и ручьи вброд, даже летом в жаркую погоду – в цели данного тренинга не входит промочить ноги и простудиться. При расчёте маршрута и времени полезно учесть рельеф местности: подъёмы замедляют движение и увеличивают усталость, к концу дистанции скорость хода почти всегда уменьшается. Отдавайте предпочтение холмистой местности с плавными подъёмами и спусками. На скорость ходьбы влияют погода и состояние грунта под ногами. Маршрут лучше прокладывать в виде замкнутой кривой, когда точки старта и финиша совпадают.

Нанесите маршрут на бумажную карту, отметьте на нём контрольные точки (промежуточные финиши) и предполагаемое время их прохождения, начиная с момента старта – по ним вы сможете контролировать скорость хода непосредственно на дистанции. В конце каждого часа делайте остановку для отдыха на 5-10 минут.

Курс походной подготовки британского спецназа SAS и морской пехоты США

Советы по подбору одежды, обуви, трекинговых палок и укладке рюкзака можно найти как на нашем сайте, так и на других ресурсах, посвящённых туризму и выживанию.

На марше внимательно «слушайте» своё тело и особенно ноги: если где-то что-то натирает или жмёт, то следует немедленно остановиться и проверить, в чём дело. Иной раз бывает разумно не изображать из себя героя, а досрочно сойти с дистанции. В противном случае, если вы будете упорно терпеть и заработаете кровавые мозоли, последующие тренировки будут сорваны, программа останется невыполненной.

По картам Яндекс, Гугл, Wikimapia по ходу маршрута полезно заблаговременно разведать медицинские учреждения и аптеки, сельские магазины, источники питьевой воды, посты ГИБДД и МЧС, заметные высотные ориентиры, а также участки, которые не покрываются сотовой связью. Нанесите это всё на бумажную карту с вашим маршрутом. Не надейтесь на интернет в смартфоне – он может отказать.

Если вы планируете заняться трекингом с группой единомышленников – особенно в компании с боевыми подругами, то учтите, что все участники программы будут иметь разный уровень исходной подготовки: слабые физически и морально камрады наверняка создадут вам ненужные проблемы.

Курс походной подготовки британского спецназа SAS и морской пехоты США

Для минимизации проблем рекомендуется в контрольных точках дистанции организовать пункты поддержки в составе 1-2 человек с автотранспортом достаточной проходимости – следует предусмотреть возможность быстрой доставки оттуда травмированных участников похода в ближайшие медицинские учреждения. Если кто-то из личного состава сам решит досрочно сойти с дистанции, то будет достаточно добраться до пункта поддержки и там оставить этого человека на милость водителя автомобиля, а основная группа продолжит маршрут.

В этих контрольных точках не будут лишними горячая вода и еда, «усиленная» аптечка с перевязочными материалами и «сухим льдом», средства гигиены и связи со свежими (полностью заряженными) элементами питания, сухие носки/перчатки/одежда/обувь, иголки и нитки для мелкого ремонта одежды, одеяло и/или спальный мешок, автомобильный холодильник со льдом и охлаждёнными напитками летом и т.д. Полезная опция – две рации: одна находится в автомобиле поддержки, вторая – у руководителя группы на маршруте.

Пункт поддержки может быть один, но передвижной: после прохождения группой первой контрольной точки автомобиль отправляется далее вперёд на вторую контрольную точку, где снова встречает эту же группу, затем последовательно вперёд на третью точку, и так с опережением сопровождает группу до финиша.

Курс походной подготовки британского спецназа SAS и морской пехоты США

Неочевидная идея – при отсутствии автомобиля поддержки по ходу маршрута в местах будущих привалов заранее сделать тайники с закладками. В тайник можно поместить продукты длительного хранения и быстрого приготовления, а так же все те вещи, которые могли бы быть в автомобиле поддержки. Подобные тайники удобно закладывать в пластиковых герметичных контейнерах подходящего объёма с широкой завинчивающейся крышкой.

Важно: контейнер подбирается под объём содержимого, а не на оборот! За несколько недель/дней до марша на базе (в лагере, дома) ёмкость тщательно сушится изнутри феном, плотно заполняется содержимым и герметизируется. Затем в нужной точке подальше от посторонних глаз контейнер закапывается в землю, место закладки тщательно маскируется с установкой ориентиров и с привязкой по GPS. Подобные закладки удобнее выполнять в составе группы из двух-трёх человек.

Забавно заложить тайник в тайне от основной группы, чтобы потом на привале «случайно» его найти и поддержать камрадов, например, конфетами и шоколадом из него или охлаждёнными безалкогольными напитками в жаркий день. Коллектив оценит такую заботу. Тайник можно заложить перед началом тренировочного цикла и затем использовать несколько раз, постепенно опустошая его к концу всех маршей.

Курс походной подготовки британского спецназа SAS и морской пехоты США

Если вы планируете ходить в одиночку, то заранее сообщите своим друзьям (родственникам) план и время прохождения маршрута, назначьте точки и время для сеансов связи. Определите порядок действий, которые должны выполняться, если вы не вышли на связь в контрольное время.

Если вы вдруг заблудились, то ищите протяжённый линейный объект – железную дорогу, линию электропередач, трубопровод. Вдоль железных дорог, ЛЭП и трубопроводов всегда есть грунтовая дорожка, по которой ездит обслуживающий персонал. Двигаясь по линейному объекту, вы обязательно выйдите к жилью. На маршах предусмотрите точки, где вы сможете экстренно прервать движение и вернуться домой (на базу, в полевой лагерь, на старт, к цивилизации). Это могут быть железнодорожные станции и платформы, места остановки междугородных автобусов, стоянки водителей-«дальнобойщиков» и придорожные кафе, автозаправки, оживлённые автомобильные дороги.

Помните о простых мерах безопасности. Если вы идёте по обочине дороги, особенно в тёмное время суток, то используйте сигнальный жилет, чтобы вас видели водители: при движении навстречу транспорту жилет наденьте на себя, при движении по ходу транспорта – на рюкзак. Помогут так же светоотражатели на руки и ноги. Во время движения по маршруту не слушайте музыку в наушниках, не привлекайте к себе лишнее внимание, контролируйте обстановку. Полезный гаджет – бинокль. Не оставляйте после себя мусор.

60-километровый «марш выживания» заключительной недели рекомендуется начинать с рассветом, чтобы пройти дистанцию до часа-двух ночи следующих суток. Время прохождения (20 часов) является ориентировочным, единственная задача – полностью преодолеть дистанцию.

Порядок прохождения суточного 52-километрового марша при подготовке рекрутов в морской пехоте США:

Выход с первыми лучами солнца, завтрак перед выходом не предусмотрен.Продолжительность:
Первая фаза:20 км по дороге со скоростью 4 км/ч5 часов
Завтрак и отдых2 часа
Вторая фаза:20 км по дороге со скоростью 4 км/ч5 часов
Обед и отдых6 часов
Третья фаза:12 км по дороге в тёмное время суток со скоростью 3,2 км/ч3 часа 50 минут
ИТОГО:52 км21 час 50 минут

По этой схеме вы можете разработать собственную программу прохождения суточного супер-марша 60 км, разбив дистанцию на участки с промежутками для отдыха и приёма пищи.

Программа тренировок SAS

НеделяВес рюкзака с грузом, кгДистанция, кмВремя преодоления дистанции, часыПримечания
118204
220204
322204
425204
525306
625408
73671
836142
936223
1036304
114571
1245142
1345223
1445304
1545408
162560около 20Примерное время

(с) Вадим Михайлов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.