MCMAP: Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США

Бинокулярное зрение и его важность в условиях огневого контакта
Бинокулярное зрение и его важность в условиях огневого контакта
16.04.2020
Курс походной подготовки британского спецназа SAS и морской пехоты США
Походная подготовка по методике британского спецназа SAS и морской пехоты США
17.04.2020

От редакции: Один добрый человек, а именно — Вадим Михайлов, полностью перевёл действующее Руководство по рукопашному и ближнему бою корпуса морской пехоты США — MCMAP (Marine Corps Martial Arts Program). Переводил он для себя, постарался на славу и получилось, как вы дальше увидите, очень и очень неплохо. Потому что Вадим решил сделать вклад в общее дело и поделиться своим трудом с общественностью, прислав «Руководство» нам с просьбой всячески его распространять. Что мы и планируем сделать.

С этом самой публикации и дальше примерно раз в неделю (если получится, то чаще) будем оформлять и выкладывать Руководство по частям. Все части руководства будут объединены тегом MCMAP, и общим обгравление (в следующей публикации). Автору  же выражаем огромную благодарность за его титанический труд, а также за оказанное доверие!


Программа боевых искусств и обучение ближнему бою в корпусе морской пехоты США

Общие принципы, техники, методы тренировок и аттестации

Вступительное слово, перевод и адаптация — Вадим Михайлов ©
С благодарностью моему учителю и наставнику – Николаю Александровичу Шеменьову.

Программа обучения рукопашному и ближнему бою корпуса морской пехоты США (Marine Corps Martial Arts Program, MCMAP) – единая система самообороны, принятая на вооружение в начале 2000-х, в настоящий момент является обязательной частью подготовки американских военнослужащих.

Предыстория вопроса

Корпус морской пехоты (US Marine Corp) – самостоятельный род войск вооружённых сил США наряду с сухопутными войсками, авиацией и флотом, насчитывающий сегодня около 180 000 человек. Традиционно морская пехота является первой ударной силой во всех военных операциях. Морпехи участвуют не только в вооружённых конфликтах и в миротворческих акциях ООН, но и несут службу военно-полицейского характера на кораблях ВМФ, входят в состав авианосных соединений, охраняют посольства США во всех странах мира. По сравнению с другими видами вооружённых сил США служба в морской пехоте заслуженно считается самой трудной в плане жёсткой физподготовки, психологических нагрузок и частого пребывания в «горячих точках» планеты с реальным риском для жизни.

Впервые потребность в системе рукопашного и штыкового боя возникла в морской пехоте США в годы первой мировой войны после того, как 6 апреля 1917 года Штаты вступили в бой на стороне Британии, Франции и России. Однако до 1960-х годов единой системы рукопашного боя в морской пехоте США не было, хотя отдельные офицеры- энтузиасты неоднократно пытались её создать.

Осмыслив опыт второй мировой войны и войны в Корее 1950-1953 годов, командование корпуса морской пехоты США в 1956 году взяло курс на разработку единой системы самообороны. Расчёт делался на то, чтобы рядовой морпех любой комплекции и роста мог эффективно противостоять 100-киллограммовому противнику. В систему были включены преимущественно ударные техники из традиционного карате, китайского у-шу и бокса. Считалось, что боец будет использовать эту систему в бою на фоне усталости, поэтому энергозатратные бросковые техники в неё не вошли. Система была создана к началу 1960-х и получила название LINE (полное наименование Linear Infighting Neural Override Engagement). Правильное использование техник LINE должно было гарантировать смерть противника. Система применялась так же для обучения военнослужащих спецподразделений вооружённых сил США, в том числе в годы вьетнамской войны, и существовала в неизменном виде до начала 1980-х.

Однако к середине 1980-х в американском военном руководстве было признано, что система LINE не отвечает новым задачам, вставшим перед вооружёнными силами – она утратила гибкость, в условиях военных конфликтов низкой интенсивности и в миротворческих операциях её нацеленность на убийство противника избыточна. В 1989 году командование корпуса морской пехоты США и совет медиков-паталогоанатомов

пришли к выводу, что необходимо разработать новую универсальную систему ближнего боя с расширенным арсеналом приёмов, создать соответствующие единые методики обучения новобранцев и организовать подготовку инструкторов.

Разработка современной системы самообороны

Новая система ближнего боя в общих чертах была создана к 1997-1999 году усилиями в основном двух человек – полковника Джорджа Бристоля (George Bristol) и сержанта Кардо Урсо (Cardo Urso). Оба они имели огромный опыт занятий боевыми искусствами – в сумме на двоих более 70 лет. Система получила официальное название Marine Corps Martial Arts Program (MCMAP) – Программа боевых искусств корпуса морской пехоты. Её девиз (слоган) – «One Mind-Any Weapon», что в примерном переводе значит «одно сознание – любое оружие».

Эмблема и слоган системы самообороны MCMAP.

Рис. Эмблема и слоган системы самообороны MCMAP.

По сравнению с предыдущей системой самозащиты LINE новая MCMAP была расширена в сторону более мягких «полицейских» техник, в неё добавили броски, элементы борьбы в партере (лёжа на земле) и болевые удержания из арсенала дзюдо/самбо/джиу-джитсу/айкидо, создали методику поэтапного обучения из пяти ступеней с итоговой аттестацией, под каждую из ступеней был подобран свой набор техник и приёмов с постепенным усложнением, организована централизованная подготовка инструкторов.

Внедрение системы MCMAP в войска началось в 2001 году. За последующие 6-7 лет весь личный состав корпуса морской пехоты прошёл обучение базовым основам рукопашного боя, а так же была организована подготовка инструкторов. Для этого ввели новые военно-учётные специальности (MOS) за номерами 0916 и 0917 – инструктор по обучению ближнему бою и инструктор-тренер (соответственно MAI и MAIT). Широкой публике систему MCMAP представили в июле 2011 года на фестивале боевых искусств в Калифорнии.

Как сказано в приказе 1500.54 от 2002 года по корпусу морской пехоты США, MCMAP — это

«…синтез ума, силы воли и физического тренинга с применением всего спектра физического воздействия».

Цель системы MCMAP двоякая: обучение морпехов непосредственно рукопашному бою и выработка у них боевого духа и лидерских качеств.

Считается, что морпехи в процессе обучения должны в равной степени развивать тело, ум и боевой дух. В процессе обучения используются индивидуальные капы, «лапы» и по необходимости пластиковые шлемы с защитной сеткой лица, обрезиненные мягкие палки, щитки-накладки, перчатки.

Три составные части MCMAP

Вся система MCMAP условно делится на умственно-психологический, личностный (морально-волевой) и непосредственно прикладной аспекты, но чётко провести между ними границы трудно, так как эти три компонента представлены на каждой ступени обучения.

В умственно-психологической части изучаются опыт рукопашного боя и боевого духа предшествующих воинственных цивилизаций (африканских зулусов, индейцев апачей, античных спартанцев) и военных конфликтов, разумное/достаточное применение приёмов рукопашного боя в различных условиях, проводится разбор реальных ситуаций. Курсантам дают основы практической психологии.

В личностной (морально-волевой) части курсанта натаскивают на агрессивный боевой дух и инициативность, лидерские качества, регулярно «делают прививку» здорового патриотизма. На этапах итоговой аттестации курсанта могут «завалить», если у него недостаточно высокий боевой дух, даже при отличном выполнении техник рукопашного боя.

В прикладной раздел кроме собственно рукопашного боя без оружия, с палкой (полицейской дубинкой) и с ножом входят бой на мягких палках-pugil в защитном снаряжении (некое подобие боя с автоматом-винтовкой в руках), борьба на земле в партере, штыковой бой, поединки в условиях слабой освещённости и на фоне усталости, свободные спарринги без оружия. Акцент в этих тренировках делается на выработку агрессивности и силы воли, стрессоустойчивость.

По заявлению создателей системы MCMAP, собственно рукопашный бой включает в себя приёмы из бокса, кик-боксинга, карате, дзю-до и джиу-джитсу, самбо, крав-мага, айкидо и т.д. Техники различаются по силе воздействия: курсанту чётко объясняют, в какой ситуации какие техники необходимы – например, агрессивного безоружного мирного жителя не обязательно смертельно травмировать, достаточно применить к нему удушающий приём с контролем или болевое удержание полицейского типа.

Этапы и методы обучения MCMAP

Система обучения рукопашному бою в морской пехоте США состоит из пяти этапов, в которых первые два обязательны для каждого новобранца, а остальные три являются

«продвинутым» курсом для желающих и для подготовки инструкторов. Для офицеров обязательны ступени с первой по третью включительно. Все ступени необходимо проходить последовательно с полной отработкой учебных часов и экзаменами, перепрыгнуть через ступень или аттестоваться в ускоренном порядке невозможно. По окончании каждого этапа курсант сдаёт тест с демонстрацией усвоенных приёмов и получает пояс определённого цвета – подобная практика существует в японских боевых искусствах. Цвет пояса важен не только курсанту как отражение его умений, но и инструктору: глядя на пояс военнослужащего, инструктор сразу может определить уровень подготовки бойца, и, исходя из этого, строить дальнейшую программу обучения. Пояс носится с повседневной или с полевой формой в качестве брючного ремня под курткой. Пояс соответствующего цвета – обычный брючный ремень, его можно приобрести на сайте Amazon.com (см. «Tac Shield Tactical Rigger Belt»).

Первый этап обучения MCMAP включает в себя 27,5 часов основных занятий, эта стадия в обязательном порядке входит в первоначальный 12-недельный период обучения («курс молодого бойца») рекрутов морской пехоты. Занятия по курсу самообороны начинаются с того момента, когда новобранцы после ежедневных интенсивных тренингов по общефизической подготовке уже приведены в более-менее приемлемое состояние. Занятия по самозащите проводятся массово группами по 30-50 человек под контролем инструкторов, индивидуальный подход отсутствует. Обучение проводится в повседневной форме и в обуви-берцах на открытом воздухе (под навесом от дождя) на земле, присыпанной лёгкими пористыми гранулами шлака или на песке. Курсанты должны использовать капы и перчатки для ММА с обрезанными пальцами, по необходимости им выдают «подушки» для постановки ударов при работе в парах, защитные очки и «ракушки» на пах, тренировочные ножи. Каждое занятие, как правило, рассчитано на полтора-два часа, включая вводный инструктаж и короткую разминку на 2-3 минуты.

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США. Первый этап обучения, групповое занятие на открытой площадке.

На фото – первый этап обучения, групповое занятие на открытой площадке.

На начальном этапе изучаются боевая стойка и передвижение в ней, ударные части тела и уязвимые места поражения противника, самостраховка при падении, простейшие удары руками, ногами, ножом и винтовкой со штыком, болевые воздействия на суставы рук, понятия об использовании подручных предметов в качестве оружия. С первого этапа морпехам дают начальные знания по прикладной психологии, моральным принципам и нормам поведения. Всего эта ступень включает около пятидесяти различных элементарных приёмов с оружием и без, в MCMAP разработана подробная методика обучения на все занятия каждого этапа. На аттестации будущий морпех должен уверенно продемонстрировать как минимум 80% изученных техник. Если вдруг курсант провалил аттестацию, то ему даётся один день на переподготовку под руководством инструктора и затем назначается пересдача. Система устроена так, что не сдать тест хотя бы со второго раза невозможно, в любом случае курсант получит необходимый объём знаний и умений. После аттестации курсант получает пояс (брючный ремень) цвета кофе с молоком (цвет tan).

Вторая ступень обучения MCMAP рассчитана на 25 учебных часов, занятия так же проводятся преимущественно на открытом воздухе. Этот этап проходит в следующей «учебке», где в течение месяца-двух морпехи осваивают дополнительные общевойсковые дисциплины и свою основную военную специальность-MOS. В каждом этапе обучения изучаются «расширенные» техники предыдущего этапа и добавляются новые приёмы. На второй ступени добавляется изучение простых бросков, борьба в партере, передвижение в штыковом бою. При обучении на первых двух этапах используется мощный педагогический приём «увидел / проговорил / выполнил».

На аттестации после второго этапа курсант должен уверенно продемонстрировать пять приёмов первого этапа и затем хотя бы 80% техник второго этапа – аттестация на этой и последующих ступенях проходит в таком порядке. После второго этапа по итогам аттестации бойцы получают серый пояс, и на этом обязательная для рядовых морпехов часть обучения MCMAP заканчивается, после чего они отправляются в войска.

Все последующие этапы носят более «продвинутый» характер и нужны для обучения бойцов, которые хотят познать рукопашный бой углублённо и/или стать инструкторами MCMAP. Следующие три этапа обучения в сумме занимают семь недель, занятия организованы в специальном центре морской пехоты по изучению боевых искусств на военной базе в городке Куантико (штат Вирджиния, около 50 км от Вашингтона) – к слову, на той же базе в Куантико находится академия Федерального Бюро Расследований. Тренировки по рукопашному бою проводятся в группах по 10-12 человек, как правило в помещении с индивидуальным подходом к каждому курсанту.

Третий этап требует на своё освоение 25 учебных часов, по его окончании выдаётся зелёный пояс. К третьему этапу допускаются морские пехотинцы, уже отслужившие некоторое время в войсках. Все офицеры морской пехоты США должны иметь аттестацию как минимум третьей ступени с зелёным поясом.

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США. Фрагмент тренинга среднего уровня, отработка болевого удержания.

На фото – фрагмент тренинга среднего уровня, отработка болевого удержания.

На третьем этапе кроме изучения «продвинутых» техник предыдущих ступеней добавляется работа с палкой (полицейской дубинкой) против ножа, болевые удержания, противодействие нападающему с ножом, условный штыковой бой в парах с реальным оружием в движении, нож против палки.

На этой стадии морпехам дают более глубокие знания по прикладной психологии – как бороться со стрессом в боевых условиях, как себя вести в «горячей точке» в периоды долгого вынужденного ожидания и безделья, как минимизировать риск, как пережить гибель товарищей по оружию, как преодолевать моральную и физическую усталость, как создавать здоровый моральный климат в подразделении, страхи и их преодоление и т.д. Добавляются начальные знания по анатомии и физиологии, болевые точки на теле человека, основы финансовой грамотности. В общих чертах даются понятия об общей и специальной физической подготовке в боевых искусствах и в военном деле. На этом же этапе изучаются базовые основы по обращению с военнопленными в момент их задержания.

Начиная с третьего этапа боец может сдать экзамен на инструктора MCMAP (военно- учётная специальность 0916, MAI). Знак инструктора – одна поперечная розовая полоска-«лычка» на конце пояса. Морпех, получивший статус инструктора, имеет право тренировать курсантов поясов tan и серого цветов и аттестовать их до своего зелёного пояса включительно. В качестве приятного бонуса инструктор может носить футболку с эмблемой и слоганом MCMAP.

Во время аттестации после третьего этапа морпех должен уверенно продемонстрировать не менее 90% техник предыдущих этапов и 80% техник третьего этапа.

Четвёртый этап обучения – коричневый пояс, 33 учебных часа. Новые техники – болевые на ноги, безоружный против ножа и палки, удушения в партере, тактики штыкового боя «один против двоих», «двое надвое», «двое на одного». Как дополнительные навыки на этом этапе по материалам ФБР курсантам дают теоретические основы общей безопасности в жизни в целом. Во время аттестации после четвёртого этапа морпех должен уверенно продемонстрировать как минимум 90% техник предыдущих этапов и 80% техник четвёртого этапа.

Пятый этап, заключительный – наивысший чёрный пояс, 40 учебных часов. Изучаются более сложные варианты техник всех предыдущих ступеней, добавляются скручивание шеи противника, штыковой бой в условиях затемнения, стеснённости и против неожиданно нападающего противника, работа ножом обратным хватом, удушение верёвкой и палкой, безоружный против пистолета, более широкие понятия об использовании подручных предметов в качестве оружия, дополнительные знания по физиологии (костно-мышечная и нервная системы). На пятом этапе курсанта стимулируют к дальнейшему самообразованию в области боевых искусств и военного дела в рамках курсов профессионального военного образования РМЕ (Professional Military Education), а так же для расширения общего кругозора – для этого в вооружённых силах США существует более десятка образовательных программ, в том числе для подготовки к поступлению в колледж.

Во время аттестации после пятого этапа морпех должен уверенно продемонстрировать как минимум 90% техник первого-четвёртого этапов и 80% техник пятого этапа. Морпехов, которые достигли уровня чёрного пояса МСМАР, остальные сослуживцы по первым буквам МСМАР в шутку называют «эм-си-ниндзя». Но нужно понимать, что чёрный пояс в МСМАР и чёрный пояс в японских боевых искусствах далеко не равноценны: если в дзю-до или в карате для получения чёрного пояса требуется много лет упорных тренировок, то чёрный пояс в МСМАР есть лишь показатель того, что военнослужащий за несколько месяцев усвоил стандартный набор не самых сложных техник и умений.

По окончании финального пятого этапа морпех может получить военно-учётную специальность «инструктор-тренер» (т.е. «инструктор инструкторов», 0917 MAIT), соответствующую красную нашивку на чёрный пояс и право готовить инструкторов всех степеней до чёрного пояса включительно. Уровень чёрного пояса и ВУС 0917 доступны и морпехам-женщинам, которые могут тренировать и женщин, и мужчин.

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США. Система поясов по результатам аттестации после каждой ступени обучения и инструкторские нашивки.

На рисунке – система поясов по результатам аттестации после каждой ступени обучения и инструкторские нашивки.

Инструкторские степени выше чёрного пояса обозначаются дополнительными красными нашивками на нём вплоть до наивысшей 6-й степени. От использования поясов других цветов – белого, жёлтого, красного, синего – отказались ещё на этапе разработки системы, решив свести количество этапов обучения к некоему разумному пределу, и во избежание излишней путаницы и пестроты.

На сегодняшний день число «чёрных поясов» в морской пехоте США составляет около 1500 человек, а всего инструкторов насчитывается более 11 000 человек.

Общефизическая подготовка не является составной частью MCMAP, а выделена в самостоятельную дисциплину – ОФП, плавание и преодоление полосы препятствий преподают специально обученные люди в звании от капрала и выше, имеющие военно- учётную специальность MOS 0919 «инструктор по усиленной физподготовке» или по плаванию.

Много лет в подготовке военнослужащих США штыковой бой отсутствовал полностью, а в середине 1980-х предлагалось и вовсе исключить штык из набора стандартного вооружения бойца. Однако сегодня штыковой бой используется при обучении морпехов, хотя больше для воспитания боевого духа, чем для применения в реальном бою.

В вооружённых силах США до начала 2000-х не было единой системы рукопашного боя, и разные виды вооружённых сил обучали своих солдат-офицеров кто во что горазд.

В сухопутных войсках США формально отводились часы на изучение рукопашного боя, но целенаправленное обучение личного состава не проводилось: качество и объём обучения солдат напрямую зависели от конкретного офицера-энтузиаста боевых искусств. Но и то обучение, которое проводилось в отдельных подразделениях, базировалось на традиционных боевых искусствах, как правило, боксе и борьбе и не учитывало специфику реального боя. В начале 1990-х под впечатлением от только что появившихся боёв без правил ММА спецподразделения армии предприняли попытку привлечь к преподаванию самообороны инструкторов из школы джиу-джитсу бразильца Ройса Грейси, который к тому времени перебрался в Калифорнию. Из затеи ничего не получилось из-за акцента этой техники на борьбу в партере. В середине 1990-х значительно более эффективной для сухопутных войск признали советскую систему самбо, однако внедрить её не удалось по причине отсутствия в США тренеров-самбистов.

В военно-воздушных силах лишь пилоты с начала 1950-х годов обучались самообороне по традиционной системе борьбы дзю-до на пятинедельных курсах в течение 155 часов (первые 24 инструктора американских ВВС проходили стажировку в школах дзю-до в Японии). Однако уже к середине 1960-х качество преподавания дзю-до в ВВС упало, и было признано, что за столь короткое время обучить борьбе невозможно. Любители этой борьбы превратились в своеобразный «закрытый клуб», хотя лётчики и способствовали популяризации дзю-до в США – на олимпиаде 1964 года в Токио сборную США по дзю- до представляли четверо пилотов ВВС (результат американцев – одна бронзовая медаль в весе до 80 кг). В 1966 году программа дзю-до в ВВС была официально закрыта из-за сокращения финансирования.

На флоте обучение рукопашному бою отсутствовало вовсе, так как считалось, что моряки не сталкиваются с противником лицом к лицу. Командование ВМФ задумалось о внедрении системы самообороны лишь в 2000-2001 годах после войн в Персидском заливе – пришло понимание того, что моряки время от времени сходят с кораблей на сушу, в том числе на враждебной территории, где могут подвергнуться атаке террористов, похищению или простому ограблению на улице. Вдобавок навыки самообороны нужны тем морякам, которые несут службу на берегу, в штабах, выполняют досмотр судов в море.

Система рукопашного боя морской пехоты МСМАР была признана удачной, постепенно началось её внедрение в вооружённые силы США в целом. В спецподразделениях «рейнджеров», «зелёных беретов», «морских котиков» система MCMAP введена без изменений с 2007 года взамен прежней LINE.

С 2009 года система МСМАР является обязательной частью подготовки военных пилотов, в ВВС она слегка изменилась и поменяла имя на Air Force Combative Program (AFCP, Программа самозащиты ВВС). Командование ВВС подошло к обучению своего личного состава самообороне с особым энтузиазмом: в настоящее время поставлена задача подготовить по программе AFCP не только лётный состав, но и все наземные службы, организовать обучение инструкторов-тренеров.

В армии (в сухопутных войсках) систему «перекосили» в сторону борьбы и исключили из неё штыковой бой, там она называется МАС (Modern Combatives Program, современная программа рукопашного боя), вместо уровней из пяти поясов имеет градацию из четырёх ступеней.

Американские военные моряки тренируются по МСМАР под руководством инструкторов-морпехов на борту своих кораблей и в центрах по обучению рукопашному бою на отдельный базах ВМФ, некоторые матросы доходят до уровня «чёрного пояса».

Если сравнивать системы МСМАР, AFCP и МАС, то первая из них является наиболее продуманной в плане общей концепции, техник и в части организации тренингов.

Система МСМАР в адаптированном виде применяется для подготовки будущих сотрудников ЦРУ-ФБР и некоторых иностранцев – например, военных с экзотических Мальдивских островов. МСМАР получила высокую оценку со стороны британцев из сил специальных операций SAS и, как ни удивительно, офицеров сил самообороны Японии.

Не будет большой ошибкой сказать, что система рукопашного боя МСМАР фактически стала единой программой для подготовки военнослужащих и сотрудников спецслужб США.

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США. Фрагмент тренировок среднего уровня.

На фото: фрагмент тренировок среднего уровня.

Особенности системы MCMAP

Детальный анализ применяемой в MCMAP техники самообороны не входит в задачу данной книги. Безусловно, искушённые в боевых искусствах читатели в описании техник МСМАР могут найти недостатки и моменты, требующие корректировок (например, защитные действия против ударов противника, блокирование руки с ножом в «вилку» и т.д.). Цель данного пособия – представить систему так, как она преподаётся и изучается в морской пехоте США, без каких-либо поправок и комментариев.

Следует признать, что система самозащиты MCMAP построена вполне логично, адаптирована под задачи корпуса морской пехоты, носит эффективный прикладной характер, обучение по ней проходит рационально от простого к сложному. Никакой мистики, секретных ударов и тайных методик в MCMAP нет, набор техник невелик и все они легко усваиваются новобранцами, которые буквально вчера впервые в жизни надели военную форму. Система «заточена» под массовое производство рекрутов – в морской пехоте США их число ежегодно составляет 38000 человек только рядового состава.

Каждое занятие в тренингах MCMAP длится примерно полтора-два часа. На освоение пяти ступеней системы требуется 150,5 часов. Легко посчитать, что при занятиях даже по два часа три раза в неделю общий курс продлится чуть более шести месяцев, и это вполне адекватное время для обучения курсанта с полного нуля до приемлемого среднего уровня – но при условии, что он одновременно занимается общефизической подготовкой (хотя бы в рамках интенсивной утренней зарядки).

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США. Отработка элементов штыкового боя, условный спарринг

На фото: отработка элементов штыкового боя, условный спарринг.

Предполагается, что военнослужащий будет применять приёмы в условиях боевого стресса, в дыму, в стеснённых условиях. Система рассчитана на то, что морскому пехотинцу будет противостоять противник в бронежилете и в каске, поэтому удары в корпус сведены к минимуму, удары в голову нацелены на поражение нижней челюсти, глаз и шеи, большое внимание уделено воздействиям на суставы рук, удушениям. Специфика системы заключается в том, что она разработана под военнослужащего, вооружённого автоматом или как минимум боевым ножом, по этой причине приёмы боя без оружия не являются приоритетным направлением обучения, хотя и занимают едва ли не бóльшую часть времени тренировок. В систему не включены элементы, требующие долгого освоения, высокой координации или особых физических способностей – например, удары ногой выше поясницы или с разворотом, энергозатратные броски.

Акцент в MCMAP делается на прямолинейную агрессивную атаку и на простейшую тактику: серия ударов / подсечка / добивание (либо болевое удержание). И такой подход оправдан, ведь реальный бой скоротечен, в нём нет места спортивным финтам, обманным действиям и сложной тактике либо работе на выносливость в нескольких раундах – в реальном бою на выживание противника нужно нейтрализовать быстро, жёстко, с наименьшими усилиями.

В спортивном единоборстве спортсмен представляет себе, какой противник ему противостоит, поединок ограничен временем, правилами, пределами площадки (ринга), регулируется судьями и врачами, бой идёт лицом к лицу. В боевых условиях военнослужащий может неожиданно столкнуться с противником любого уровня подготовки, нападающих может быть больше одного, они могут атаковать с разных сторон, иметь в руках любое оружие, время года/суток/погода могут быть любые, правил и ограничений нет – все эти условия так же вносят свою специфику в систему армейского рукопашного боя, и они неплохо отражены в МСМАР.

MCMAP - Программа боевых искусств корпуса морской пехоты США. Тренинг пятого уровня, демонстрация скручивания шеи противника.

На фото: тренинг пятого уровня, демонстрация скручивания шеи противника.

Инструкторы почти на каждом занятии рассказывают курсантам о воинской чести, боевом духе, патриотизме, внушают гордость за принадлежность к морской пехоте США. В рамках MCMAP американским военным дают элементарные знания по прикладной психологии и физиологии человека: как вести себя перед толпой враждебных мирных жителей; как преодолевать боевой стресс; как распознать у сослуживца моральное выгорание и склонность к суициду; о борьбе с алкоголизмом и наркоманией в морской пехоте; как устроена костно-мышечная система и многое другое.

Некоторые занятия по МСМАР проходят в формате лекции с видеопрезентацией и обсуждением, а каждая тренировка обязательно заканчивается короткой беседой инструктора с курсантами на заранее определённые темы. В этом есть смысл – нужно учесть, что уровень образования и общей культуры новобранцев в вооружённых силах США не слишком высок, среди них много выходцев из неблагополучных семей, часть рекрутов имеет полукриминальное прошлое. В США существует практика, когда суд иногда предлагает осужденному за мелкие преступления (кражу, угон автомобиля и т.д) вместо отбывания тюремного срока завербоваться в вооружённые силы. Поэтому задачи первых месяцев тренингов – полностью «перезагрузить» сознание новобранца, приучить его к дисциплине и порядку, отвадить от вредных привычек, привести в надлежащую физическую форму. Эти задачи так же решаются посредством системы МСМАР.

В Интернете на англоязычных форумах можно встретить вопрос такого характера:

«Я – гражданский человек. Где я могу обучаться системе МСМАР?»

На это инструкторы по МСМАР отвечают, что система создана прежде всего для военных, особенно для морской пехоты и спецподразделений, адаптирована под задачи, решаемые в ходе боевых действий, но для гражданского человека она во-первых, содержит избыточный материал, во-вторых включает в себя излишне жёсткую технику. В ответ на подобный вопрос обычным гражданам советуют изучать традиционные боевые искусства или единоборства смешанного характера типа ММА. Тем не менее, система МСМАР не является военной тайной, англоязычная литература о ней есть в свободной продаже, а данное учебное пособие является первой книгой о МСМАР на русском языке.

Выводы и заключение

Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что программа по обучению американской морской пехоты ближнему и рукопашному бою Marine Corps Martial Arts Program (MCMAP) является стройной рациональной системой, которая:

  • ориентирована на быструю подготовку большого числа военнослужащих;
  • легко усваивается курсантами, не имеющими опыта занятий самообороной;
  • воспитывает в курсантах здоровую агрессивность, высокий боевой дух и гордость за принадлежность к элитным войскам;
  • имеет на вооружении ограниченный, но эффективный набор техник как жёсткого, так и гуманного характера;
  • не требует для своего усвоения особых требований к физподготовке курсанта;
  • не требует для обучения спортивной униформы, сложного инвентаря, тренажёров и специальных помещений;
  • включает в себя продуманную систему подготовки инструкторов;
  • имеет проработанную учебно-методическую базу с поэтапной аттестацией, регулярным повторением и контролем усвоенного материала;
  • легко адаптируется под разные задачи путём сокращения/замены арсенала приёмов;
  • даёт хорошую базу для понимания общих принципов боевых искусств и дальнейшего саморазвития в этой области.

Увы, не секрет, что в настоящее время единая общероссийская система рукопашного боя и подготовка инструкторов по ней отсутствуют даже в спецподразделениях армии и правоохранительных органов. Целесообразно не изобретать велосипед в этом вопросе, а применить готовые методики MCMAP. Представленную в этой книге программу тренировок можно переработать под условия России как для подготовки людей в погонах, так и в адаптированном варианте для гражданского населения – например, штыковой бой можно заменить на оказание первой доврачебной медицинской помощи в быту и в бою с эвакуацией раненого или на повторение ранее изученных приёмов. Для гражданского человека в повседневной жизни достаточно будет уметь применять приёмы самозащиты МСМАР без оружия двух-трёх начальных ступеней при условии доведения этих навыков до полного автоматизма.

Знакомство с системой MCMAP будет полезно и тем военнослужащим РФ, которые могут непосредственно столкнуться с вероятным противником, подготовленным инструкторами из США – полезно заранее подумать о том, что мы можем противопоставить этой системе в случае рукопашного боя, и, возможно, целенаправленно создать свою систему ближнего боя в противовес МСМАР.

К сожалению, в России много инструкторов по рукопашному бою, которые знают, ЧТО преподавать, но не понимают, КАК построить тренировочный процесс. Данную книгу можно использовать как план занятий при подготовке бойцов-рукопашников первых месяцев обучения.

Язык руководства по MCMAP может показаться читателю излишне сухим и канцелярским, но, во-первых, перевод выполнен максимально близко к тексту первоисточника, во-вторых данное руководство – это официальный документ, а не художественное произведение и не философский трактат. В необходимых случаях обучающийся обозначен словом «курсант», а его партнёр выполняет роль противника.

Читателю предлагается полное официальное руководство «MCRP 3-02B» (Marine Corp Reference Publication 3-02B) «Программа обучения рукопашному и ближнему бою корпуса морской пехоты США» с оригинальными фотографиями, схемами и рисунками. В конце каждого раздела в методических целях конспективно даны поурочные планы занятий, которые отсутствуют в оригинальном первоисточнике и изложены в отдельных методических пособиях, а так же образец бланка теста для аттестации.

В приведённом далее тексте максимально точно сохранены шрифты, форматирование американского первоисточника «MCRP 3-02B», а так же порядок изложения и содержание по состоянию на 2018-2019 годы.

Первоисточник имеется в сети Интернет в открытом доступе.

Не для коммерческого использования. Распространяется свободно.

(с) Вадим Михайлов

Продолжение следует…


Поддержать автора перевода:

Сбербанк: 4276 7200 1911 8217
Карта Qiwi: 4890494675410237
Yandex- деньги: 41001100628168

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.