Автомобиль давно уже стал для человека привычным и хорошо знакомым видом транспорта. Однако согласно статистике, за только 2019 год в одной только России более 15 тысяч человек погибло в автомобильных авариях. Так что да, у среднестатистического человека куда больше шансов попасть в этот список, нежели столкнуться с ситуацией выживания в дикой местности. А между тем, выжить в аварии на дороге тоже можно. Если, конечно, быть к ней готовым морально и успеть проделать правильные действия. Это сложно, поскольку речь идёт о секундах, но вполне реально. Что касается действий, которые понижают шансы попасть на своём автомобиле в ДТП вообще – о них как-нибудь в другой раз поговорим.
Содержание статьи
Как заранее повысить свои шансы выжить в аварии на дороге
1. Пристегнуться
Это обязательно. Каким бы опытным ни был водитель – в него легко могут въехать «менее опытные». А что касается «сломанной ключицы», которую якобы постоянно ломают ремни безопасности, то это полный бред. В крайнем случае – получите разрывы ключично-акромиальной связки (один конец ключицы вырывается из сустава). 3 недели ношения жесткой повязки – и нет проблем. А вот если с такой же силой влететь в приборную доску или лобовое стекло, то повреждения будут намного сильнее.
2. Отрегулировать подголовник
При ударе сзади, это защитит затылок и шею, а при столкновении лоб в лоб, спасёт во второй фазе удара, когда голову отбрасывает назад со значительной силой. И если голова не упирается в подголовник – можно заработать перелом шейных позвонков. Если же этой конструктивной особенности не предусмотрено, то непосредственно перед ударом нужно сползти вниз, чтобы затылок упирался в спинку кресла.
3. Правильно выбрать место
Переднее пассажирское сиденье – «место смертника». Согласно статистике, именно те пассажиры, кто там сидит, сильнее всего страдают в процессе аварии на дороге. А всё потому, что первая рефлекторная реакция водителя – перевести лобовой удар в боковой, подставив противоположную сторону. В современных автомобилях, впрочем, это частично компенсируется более совершенными ремнями и дополнительными подушками безопасности. А вот заднее сиденье за водителем – наоборот, самое безопасное.
Что делать, чтобы выжить в ДТП
Лобовое столкновение
Непосредственно перед ударом нужно сгруппироваться. Подбородок прижать к груди, руками дополнительно упереться в кресло или прикрыть ими голову (в приборную панель не надо упираться – это повышает риск сломать руки при ударе), колени поднять к животу и как можно сильнее вжаться в кресло. Но это помогает выжить в аварии только в том случае, если вы пристёгнуты.
Удар сзади
Его довольно сложно предугадать, поэтому остаётся рассчитывать только на эффективную работу подголовников и ремней безопасности. Но если есть возможность что-то предпринять – стоит группироваться точно так же, как и при лобовом ударе. Если нет подголовника, то стоит сползти ниже, чтобы затылок упирался в кресло.
Боковое столкновение
Если удар приходится на вашу сторону, стоит как можно дальше отодвинуться от двери, по возможности, не отключая ремень безопасности, лечь на колени соседу или на свободное место в кресле, подогнуть ноги и прикрыть голову руками. Хвататься за дверные ручки и сиденья с противоположной стороны можно, но это чревато вывихами и переломами.
Переворачивание
В принципе, всё то же самое, что и при лобовом столкновении. Если вы пристегнулись, то не нужно упираться заранее руками в потолок – ремни безопасности удержат ваше тело так, чтобы оно не вылетело из кресла. Не стоит также хвататься за дверные ручки, особенно те небольшие, которые над дверями – их не так уж сложно вырвать. Закройте голову руками, подогните ноги и постарайтесь вжаться в кресло.
Затопление
Любимая ситуация сценаристов Голливуда, хотя и в жизни иногда возникает. Начальные действия точно такие же. Сгруппироваться, чтобы погасить возможный удар. В том числе и от падения машины в воду с высоты. Поскольку автомобиль не герметичен, он довольно быстро начнёт заполняться водой. Плюс закоротит проводку, так что открыть двери и опустить окна может стать проблематично. Однако полминуты у вас наверняка будет. Убедившись, что ничего не сломано и ничего нигде не зажато, отсоединяете ремень безопасности и пробуете опустить стекло. Вода начнёт поступать быстрее, зато давление, которое мешает вам открыть дверь, выровняется.
Теперь нужно быстро сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (гипервентиляция лёгких). Если стекло опустить не получается, придётся его выбивать. Точнее – разбивать, потому как выдавить лобовое стекло при столь высоком давлении воды невозможно. Да, именно для этого нужны стеклобои в ваших ножах и мультитулах для выживания.
Как показывает статистика, человек может выжить в аварии, при которой автомобиль погружается на глубину до 30 метров.
Выпрыгивание из машины
Попытки покинуть транспортное средство, едущее на скорости более 60 километров в час, приводит к более опасным последствиям, нежели пребывание в автомобиле. Поэтому лучше не рисковать. Смысл «катапультирования» появляется лишь в том случае, если скорость небольшая, а масса объекта, двигающегося в вашу сторону, наоборот – значительная.
Почему не стоит упираться руками и ногами
Это имеет смысл лишь при малых скоростях. Если же столкновение происходит при стандартных условиях, то возникают слишком большие нагрузки на руки, которые, к тому же, будут действовать под некоторым углом, что серьёзно повышает риск себе что-то сломать. Лучше пусть вся энергия компенсируется ремнём безопасности. Будет, конечно, здоровенный синяк через всю грудь, но с этим справиться проще.
Хоть какой-то смысл во что-то упираться появляется тогда, когда ремней безопасности по каким-то причинам нет. Тогда лучше падать на пол, упираться всем, чем только можно, а в процессе – надеяться, что переломы будут не слишком обширными.
Напрягать или не напрягать мышцы?
Однозначно не напрягать. Аргумент, что напряженные мышцы позволят лучше двигаться и дышать, если автомобиль сильно деформируется и вас зажмёт – не реалистичный. Данная фишка может сработать с мягким снегом при попадании под лавину, а не с жестким металлом. Лучше расслабиться. Да, это сложно, поскольку инстинктивная реакция при ударе – напрячься и отклониться, но вполне выполнимо.
Как выжить в аварии пешеходам
При столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью более 60 км/час, вероятность смертельного исхода составляет примерно 80 процентов. Вывод – подобных столкновений вообще не стоит допускать. И единственное, что поможет в данном случае – ситуационная осведомлённость. Поэтому нужно помнить про следующие вещи:
- Не считать, что все автомобилисты следуют правилам и не превышают скорость.
- Пешеходный переход – опасное место. Не следует думать, что все водители автоматически сбрасывают на нём скорость.
- Переходить дорогу только по переходам. Лучше – надземным и подземным. Если их нет – только удостоверившись, что транспортных средств рядом нет.
- Во время дождя, снега и тумана, а также в условиях пониженной видимости, действовать ещё осторожнее.
- Не затыкать уши наушниками во время движения, внимательно следить за ситуацией вокруг себя.
Лучше быть живым параноиком, нежели мёртвым оптимистом.
Умиляет список необходимого. Следуя логике автора, самое нужное будет вазелин (его можно заменить кремом для загара) и если они не…