Как нам врут производители: «Экологичность», которой нет
То, что всё больше и больше людей в мире реально волнуются по поводу экологической ситуации – это прекрасно. А вот то, что хитрые и беспринципные производители различных товаров на этом наживаются – не очень. Серьёзно, нацепи на свою продукцию бирочку «Без ГМО» — и можешь забирать цену на треть. И это только один пример того, как дурят потребителя. А тут целая система существует – Гринвошинг (GreenWashing) называется.
В далёком 1986 году, одна гостиница вывешивала объевление в номерах, призывающее как можно больше использовать полотенца, вместо того, чтобы сдавать их в стирку. Аргументировалось это беспокойством об окружающей среде, а на практике – банальной экономией на химчистке. Некто Джей Вестервельт этот феномен подметил, описал и принялся изучать вопрос более подробно. Да и не он один. И было установлено, что компании чаще всего дурят потребителя следующими способами.
Содержание статьи
Скрытый компромисс
Суть проста – про «экологичность» продукта судят на основании очень ограниченного списка параметров. Например, эта бумага делается их экологически чистой древесины, да. А вот все дальнейшие последствия для экологии в расчёт не берутся. Если совсем уж утрировать, то это как называть маргарин, получаемый из нефти, экологически чистым только на основании того, что нефть же – натуральный продукт!
Ненужность
Это та самая поваренная соль без ГМО, канцерогенов, фосфатов и другой гадости, которой там по определению быть не может. Зато это позволяет повышать цену и кричать об «экологичности». При этом все заявления – чистая правда. Если утрировать – это как поместить на самое обычное яблоко этикетку «без цианида» и сделать вид, что только у вас яблоки его не содержат.
Отсутствие доказательств
Нет, официально печатать на этикетке недостоверную информацию запрещено, но кто на это обращает внимание, кроме дотошных и внимательных? А на практике, чаще всего производители ссылаются на экспертизу, которую сами же и проводят. Интересно, какой же может быть результат у такой совершенно объективной и незаинтересованной проверки?
Конкретный обман
Да, некоторые даже до этого доходят. А что, главное, когда к ним припрутся с проверкой – поднять на всё общество вой, что, дескать, ущемляют борцов за экологию! Увы, в обществе уже давно слушают тех, кто громче кричит об «ущемлении прав», а не тех, кто реально может что-то доказать.
Расплывчатость понятий
«Только натуральные ингредиенты». Нефть, например, абсолютно натуральный продукт. Значит и производные её – тоже. И множество красителей и консервантов тоже встречаются в природе в чистом виде. Только вот для здоровья они не очень полезны. А люди, почему-то, свято верят, что речь идёт только о «полезных» натуральных веществах.
Меньшее из двух зол
Когда экологичность выставляется преимуществом в случает продуктов, которые сами по себе вредны для здоровья. Пример – сигары из органического табака. Они точно так же вредят лёгким, как и их «неэкологичные» собраться, зато стоят дороже. Или водка, в основе которой лежит органическое сырьё.
Ложные ярлыки
Никто не мешает производителю нарисовать на упаковке продукта самостоятельно придуманный логотип, якобы существующей экологической организации. А если его в этом упрекнут – заявить, что он ничего не знает, что это просто элемент декора, а что там потребитель надумал – это его личные проблемы.
Так что, дорогие ценители экологически чистой продукции, никому не верьте на слово. Проверяйте – во всех крупнейших экологических организациях регулярно выдают списки того, что реально прошло их проверки. И только этим отчётам и можно доверять. Да и то, не полностью.